Сейчас — самое время открывать свое дело. Во-первых, в условиях кризиса лучше надеяться только на себя. Во-вторых, вам и членам вашей семьи гарантировано трудоустройство — не надо переживать по поводу «сократят или не сократят», «урежут зарплату или не урежут», пишет Сегодня.
И, в-третьих, открыть свое дело в этом году обойдется дешевле, чем в прошлом. Например, с каждым днем дешевеет аренда помещений. Конечно, у каждой медали есть две стороны. И, организовывая свой бизнес, нужно быть готовым к трудностям и рискам. Чтобы в вашем деле их было как можно меньше, мы раскладываем по полочкам разные варианты частного бизнеса. Сразу оговоримся: так как сегодня практически нереально получить банковский кредит, рассказывать будем о бизнесе, не требующем на старте больших расходов. Мы поставили планку не более 50 000 грн. на то, чтобы открыть свое дело.
Сегодня мы поведаем о том, как открыть частный мини-детсад. Есть как минимум два пути. Первый — организовать коммерческое предприятие с официальным оформлением всей разрешительной документации, оборудованием помещения в соответствии со всеми строгими существующими нормативами, подбором квалифицированного персонала и т. д. и получением дохода не менее 5000—7000 грн./мес. Второй вариант — подработка с доходом в 1500— 2000 грн. путем совмещения приятного (выращивание собственного «цветка») с полезным (ухаживаете за чужими «цветами» за отдельную плату). К примеру, не все родители успевают после работы забрать вовремя свое чадо из детсада. Вы можете оказать им помощь, забрав вместе со своим ребенком еще пару-тройку других. Несколько часов вашего времени, беспорядок в квартире, но заработок гарантирован. В этом случае не нужно оформлять никаких документов. Все будет на честном слове.
Первый же предложенный нами вариант более сложный, поэтому пройдите все его этапы в нашей «Школе бизнеса». Учитывая, что подходящий садик для своих чад родители начинают искать отнюдь не в сентябре, а в феврале-марте, к этому времени вы должны управиться со всеми хлопотами по организации своего мини-садика. Кстати, не стоит беспокоиться о том, что желающих попасть в него не будет: сейчас все больше родителей отказываются делать прививки своим детям, а без них в госсадики могут не взять.
Помещение
Первым делом нужно отправиться в районную госадминистрацию по месту жительства, в отдел коммунального имущества. Там вам подробно разъяснят, как нужно действовать, и даже выдадут специальный бегунок с перечнем всех необходимых инстанций. Замечательно, если вы уже определились с помещением, которое бы отвечало всем требованиям и нормативам. Если нет, то в администрации вам подскажут, что подходящее есть у них в фонде.
Требования к помещению, обозначенные в «Государственных строительных нормах» (ДБН В.2.2.-4-97), а также установленные санитарными нормами, для детсада такие: на каждого ребенка должно приходиться не меньше 6 кв. м площади, должны быть отдельные комнаты для переодевания, игр и сна. Соответственно, в этих комнатах должно быть все необходимое: детская мебель, игрушки, желательно — спортивный уголок. Пол должен иметь утепленную основу, стены быть влагостойкими, высота потолка — не менее 3 м и подоконника — 0,6 м от пола. Окна должны смотреть преимущественно на южную и восточную стороны, а гаражи, автостоянки и другие неэкологичные объекты должны находиться на расстоянии не менее 50 м от детского учреждения.
Легально арендовать квартиру для садика можно только, «отведя» ее в нежилой фонд, а это очень дорого и хлопотно. Использование личной квартиры может обернуться недовольством соседей, к тому же на это никогда не даст разрешение санстанция. Идеальным решением в этом смысле может оказаться уже существующий детский садик, где все перечисленные нормы уже выполнены изначально, но, скорее всего, в нем придется делать как минимум косметический ремонт. Подойдут и пустующие помещения в домах детского творчества, клубах, жэках, но здесь возникнет дополнительная проблема — оборудование санузла и кухни. К тому же найти такое помещение не так-то просто, да и договориться с администрацией полюбовно — дело не из легких. Здесь многое будет зависеть от вашего личного обаяния или дополнительных денежных вливаний.
Также хороший вариант — это частный дом в черте Киева, желательно подальше от оживленных автодорог, с закрытым зеленым двором. На этот вариант многие родители наверняка «поведутся». Но если у вас нет такого в собственном владении, то аренда его обойдется в 5000—6000 грн./мес.
Совет в тему
Анна, владелица частного мини-садика «Лучик» (12 детей, 7 лет): «Когда мы искали помещение для своего сада и обратились в районную администрацию, решения нам пришлось ждать с августа до января. Параллельно искали своими силами. Переговоры с администрацией одного из детсадов наконец закончились успехом. В результате удалось договориться об аренде подходящих «апартаментов со всеми удобствами» с заведующей за 400 грн./мес. Правда, пришлось еще делать благотворительный взнос в фонд садика. А это 1000—2000 грн. ежемесячно, зато мне никто не мешает работать и я не боюсь визита санстанции, так как знаю, что с нашим помещением все в норме».
Документы
Когда у вас на руках будет свидетельство ЧП-шника (для его получения вам необходимо будет обратиться в районную госадминистрацию) и документы на помещение (например договор аренды), вам необходимо будет посетить районную СЭС. При себе иметь: свидетельство регистрации, договор аренды, дипломы ваших воспитателей и медиков, а также санитарные книжки на всех, кто будет работать с детьми, и квитанцию об уплате 240 грн. за оформление разрешения. Могут еще потребовать фото арендуемого помещения. Затем сотрудник СЭС придет к вам с экспертной оценкой и вынесет свой вердикт: «разрешить/не разрешить».
Затем придется выдержать экзамен по лицензированию и аккредитации вашего дошкольного учреждения. Об этом подробно расскажут в любом районном управлении образования. Там мы узнали, что эта процедура регулируется Приказом Министерства образования и науки от 24.12.2003 №847 «Лицензионные условия предоставления образовательных услуг в сфере дошкольного образования». На рассмотрение соответствующей экспертной комиссии (совета) вам нужно будет представить такие документы: копии учредительных документов (устава, решения о создании учебного заведения и т. п.), учебно-воспитательные программы, бизнес-план, данные о кадровом, материально-техническом и учебно-методическом обеспечении, договор аренды, заключение санэпидемстанции, документы, подтверждающие уровень образования и квалификации руководителя учебного заведения. Стоимость процедуры на сегодняшний день — 255 грн., и длится она при хорошем стечении обстоятельств около 1,5 месяца. Но имейте в виду, что при невыполнении хотя бы одного из требований лицензию вам не выдадут.
Совет в тему
Светлана Кожухова, частный предприниматель: «Если вы назоветесь не детским садом, а развивающим центром или центром по подготовке детей к школе, тогда вам лицензия не потребуется. Хотя и в этом случае вам все же стоит быть готовыми к проверкам пожарных и СЭС. И вам придется объяснять им, зачем детям, проводящим неполный день в центре, детские кровати, или вам нужно будет их прятать (тогда есть смысл рассматривать какие-то складные варианты)».
Оснащение
В первую очередь нужно подумать об удобной и экологичной мебели: столах, стульях, кроватях. Стул в среднем обойдется в 100 грн., одноместный столик и шкафчики будут стоить по 200 грн., а кровать — около 800 грн. Если хотите сэкономить, можно обратиться к мастерам-умельцам в селах, которые хорошие деревянные стульчики за 65 грн. сделают, только их поискать придется по форумам да знакомым.
Разумеется, нужно еще озадачиться постельными принадлежностями: подушками (силиконовая — от 50 грн.), одеялами (от 70 грн.). Затем нужно подумать о сменных комплектах постельного белья минимум по 120 грн./каждый.
В зависимости от того, какие вы будете проводить с детьми занятия, нужно закупить канцтовары, книги, пособия. И, конечно, игрушки и игры.
Также вам понадобится купить посуду для ребят, обзавестись большим холодильником. На кухонную утварь, думается, не придется особо тратиться: можно использовать свой домашний инвентарь.
Совет в тему
Кристина, владелица мини-детсада «Колобок» (3 года стажа, 12 детей): «На старте мы арендовали столики, стулья, кроватки для 10 малышей и даже пианино у государственного детского сада. Договорились за все заплатить 3000 грн. Правда, время от времени приходилось что-то ремонтировать, но это нам обошлось бесплатно, так как у меня папа — столяр. На игрушки тоже особо не тратились: очень много осталось после моих двух выросших детей, да и знакомые помогли — снесли, что у кого было».
Питание
Опрошенные нами владельцы частных мини-садиков говорят, что на питание одного малыша у них в месяц в среднем уходит около 400 грн. — это при условии, что вы будете закупать продукты на базах по ценам ниже среднерыночных. Вот примерный рацион детсадовского малыша: молочная каша, чай, хлеб с маслом на завтрак, суп, каша, котлетка (рыба), салат компот на обед, молоко (сок) с печеньем на полдник и сырник с кефиром на ужин. Из чего-то примерно такого же нужно будет исходить и вам, предварительно выяснив все вкусовые предпочтения малыша и пожелания его родителей.
Совет в тему
Кристина, владелица мини-детсада «Колобок» (3 года стажа, 12 детей): «Дешевую курятину можно закупить оптом на самом птицекомбинате (через поисковик в интернете найдете их координаты). Дешевую рыбу — на Соломенке. Там, на улице Винницкой, есть склад, на котором цены для розничных покупателей отличаются от оптовых совсем немного. Так, сельдь мороженая стоит сейчас от 15,5 грн./кг, тогда как в магазинах — минимум 22 грн./кг. Оптовые продуктовые склады находятся рядом с Птичьим рынком, на ул. Скляренко. Здесь можно покупать товар и небольшими партиями. Овощи и фрукты хорошо брать оптом на Троещине и Лесной — там все на 10—15% дешевле, да еще и торговаться можно».
Норма. На 4—5 детей 2—3 лет должен приходиться один взрослый
Персонал
На четырех детей 2—3 лет должен приходиться один взрослый. Значит, на 10 малышей вам потребуется два воспитателя и няня (все должны пройти медосмотр). Обязательно нужно найти врача, который будет готов подъехать к вам в любой момент. Если вместе с родителями вы решите, что их детям нужен дополнительно английский, ритмика, музыкальные занятия и т. п., придется приглашать педагогов и оплачивать их работу почасово.
Нужно быть готовым к тому, что в первое время персоналу детского сада придется совмещать обязанности, то есть, например, не только собирать с детьми гербарии и учить их читать, но и мыть за ними горшки.
Реклама
Учитывая, что вам не нужно набирать целый государственный детсад, прежде всего бросьте клич среди знакомых. Параллельно поболтайте с мамочками на форумах, которые обычно активно есть на таких сайтах, как www.likar.info, www.znaika.com, www.mama-papa.ua и др. Немного со временем на ваше дело будут работать уже рекомендации от «посещающих» вас родителей. Должна сработать и адресная реклама: рекламные материалы (яркие флаера, печать которых вам может обойтись в 400 грн./1000 экз.) можно распространять в детских магазинах, поликлиниках, на игровых площадках.
Совет в тему
Нонна, директор частного детсада: «Нередко родители склоняются в пользу того или иного садика в том случае, если он предоставляет какие-то дополнительные услуги. Например, на определенном этапе к моему бизнесу подключился муж, у которого был свой микроавтобус на 12 человек. И мы решили, что было бы неплохо утром и вечером развозить наших воспитанников, поскольку некоторые из них жили в других районах. Об этой дополнительной услуге мы написали в нашей рекламе. И сразу же пошли звонки: многих родителей смущала именно удаленность нашего сада от их дома. Этой услугой воспользовались и наши «старички». А мы получили дополнительные 50 грн./мес. от каждого родителя.
А позже и старшему сыну работенка нашлась. Однажды он целый день ходил с видеокамерой и фотоаппаратом за нашими воспитанниками и подлавливал все смешные ситуации. Когда он вечером показал все это родителям, они были готовы купить все за любые деньги. С тех пор у него всегда есть заказы, особенно по праздникам: фотографии продает за 5 грн./штука, видео — за 150 грн. В месяц 1000 грн. имеем железно».
Во что обойдется
Затраты на старте
Регистрация + единый налог — 450 грн.
Разрешительные документы (лицензия, заключение СЭС, медосмотр 3 чел.) — около 1200 грн.
Аренда частного дома — 6000 грн.
Косметический ремонт — 5000 грн.
Покупка детской мебели б/у:
шкафчики — 200 грн. х 10 шт. = 2000 грн;
столы — 200 грн. х 5 шт. = 1000 грн.;
стулья — 100 грн. х 10 шт. = 1000 грн.;
кровати — 800 грн. х 10 шт. = 8000 грн.;
Итого: 12 000 грн.
Постельные принадлежности:
подушки — 50 грн. х 10 шт. = 500 грн.;
одеяла — 70 грн. х 10 шт. = 700 грн.;
постельное белье (по 2 комплекта) 120 грн. х 20 шт. = 2400 грн.;
Итого: 3600 грн.
Мягкая мебель (диван, пара кресел) — 4000 грн.
Стеллажи — 1000 грн.
Тюль, шторы — 1000 грн.
Холодильник — 4000 грн.
Стиральная машина — 3000 грн.
Посуда (120 грн. х 10 комплектов) — 1200 грн.
Учебно-методические пособия, игрушки — 3000 грн.
«НЗ» на непредвиденные расходы — 5000 грн.
Итого: около 50 000 грн.
Ежемесячные расходы
Зарплата воспитателю — 2500 грн.
Зарплата приходящему медику — 2000 грн.
Аренда дома — 6000 грн.
Питание детей (400 грн. х 10 чел.) = 4000 грн.
Расходы на хознужды, канцелярию (моющие средства, средства гигиены) — 500 грн.
Итого: 15 000 грн.
Ежемесячные доходы
Родительские «взносы» (2000 грн. х 10 чел.) = 20 000 грн.
Заработок на фотографиях — 1000 грн.
Итого: 21 000 грн.
Ежемесячная прибыль
Доходы 21 000 грн. — расходы 15 000 грн. = 6000 грн.
Считаем, когда выйдем в ноль
Расходы на старте 50 000 грн. делим на ежемесячную прибыль 6000 грн. = через 8 месяцев.
Автор: Елена Жога
Источник: Сегодня